Главные ворота Пскова открываются навстречу всем желающим посетить город с тысячелетней историей. За свою многолетнюю историю вокзал встретил и проводил в разные уголки нашей страны и Европы миллионы пассажиров.
Специалисты Октябрьской магистрали установили на выходе с платформы станции фотозону, посвященную 160-летнему юбилею вокзала. В течение всей следующей недели каждый желающий сможет запечатлеть себя и приобщиться к многолетней истории главных ворот Пскова.
Псковский железнодорожный вокзал является памятником культуры и объектом культурного наследия регионального значения. Движение через станцию Псков по Санкт-Петербург-Варшавской железной дороге было запущено 164 года назад, 10 февраля 1859 года. Для пассажиров в качестве вокзала было предусмотрено временное деревянное здание. В 1860 году французским инженером Пирелем был разработан проект типовой станции первого класса для Пскова, Владимира, Вильно (Вильнюса) и Динабурга (Даугавпилса). Строительство Псковского каменного вокзала продолжалось три года. Жители и гости города смогли оценить новое здание 9 сентября 1863 года.
Псковский вокзал стал свидетелем ключевых исторических событий царской России и Советского Союза. В 1858-1859 годах тут побывал император Александр II, в 1900 году – Владимир Ленин, в 1905 году здесь проходили революционные выступления рабочих. А в ночь со 2-го на 3-е марта 1917 года в вагоне-салоне императорского поезда Николай II отрекся от престола в пользу брата Михаила, но тот не принял власть, и правление династии Романовых в России закончилось. На стене вокзала Пскова висит мемориальная доска, посвященная этому событию. А в 2003 году в память о расстрелянной царской семье на привокзальной площади была воздвигнута Царская часовня.
С первого дня Великой Отечественной войны 1941-1945 годов железная дорога на Псковской земле была фронтовой. Здание вокзала подверглось сильному разрушению. Выгорели все интерьеры и перекрытия. 23 июля 1944 года Псков был освобожден от фашистских захватчиков, и в то же время началось восстановление магистралей. В апреле 1945 года через город открылось пассажирское движение по четырем направлениям. Здание вокзала также было восстановлено.
До 2001 года железнодорожный вокзал не подвергался реконструкции. К 1100-летию Пскова главные ворота города были реконструированы, в честь этого события была выпущена коллекционная марка с изображением вокзала.
Сегодня вокзал Пскова – это современное пространство, которое соответствует установленным требованиям по обеспечению безопасности пассажиров. Его функциональную работоспособность и растущие объемы пассажирских перевозок обеспечивается дружным коллективом вокзала города.
Общая площадь вокзала – более 3 тыс метров. В трех залах – колонном, кассовом и в зале ожидания – могут разместиться до 800 человек. На входах и выходах здания установлены рамки металлодетекторов, функционирует система видеонаблюдения. Обеспечены условия для маломобильных групп граждан – кассы оборудованы заниженными полками, на первом этаже имеется специализированное помещение для комфортного ожидания поезда.
В 2018 году Псков стал ближе к городу на Неве с запуском скоростных электропоездов в целях улучшения транспортных связей двух регионов и развития их туристического потенциала. Пять лет назад 4 августа Псковский вокзал принял первый скоростной поезд «Ласточка» сообщением Санкт-Петербург – Псков. С первых дней новый межрегиональный маршрут завоевал популярность среди пассажиров.
Юбилейный год псковского вокзала отмечен существенным ростом пассажиропотока. За 7 месяцев 2023 года в дальнем и пригородном сообщении со станции перевезено более 360 тысяч пассажиров, что выше показателей допандемийного 2019 года на 23%. В будние дни летом за сутки со станции отправлялось до 19 составов (включая пригородные), в выходные – 23. Отсюда можно отправиться, в основном, в Санкт-Петербург, Москву, Дно, Лугу. Также в Пскове останавливаются туристические поезда, например, в рамках проекта «Серебряный маршрут».